Научный журнал НИУ ИТМО
Серия "Экономика и экологический менеджмент"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 55411 от 17.09.2013
зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
ISSN:2310-1172

Март 2025 (опубликовано: 04.03.2025)

Выпуск 1(60)

Главная > Содержание > Искусственный интеллект как актуальный инструмент менеджмента качества образовательного процесса современных вузов

УДК 330.341

Искусственный интеллект как актуальный инструмент менеджмента качества образовательного процесса современных вузов

Гаврилюк Е.С. , Изотова А.Г. , Бикмулина Т.Н.

Язык статьи - русский
Ссылка для цитирования: : Гаврилюк Е.С., Изотова А.Г., Бикмулина Т.Н. Искусственный интеллект как актуальный инструмент менеджмента качества образовательного процесса современных вузов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2025. № 1. С. 91–100. DOI: 10.17586/2310-1172-2025-18-1-91-100.

Аннотация. Стремительное развитие цифровых технологий (ЦТ) и искусственного интеллекта (ИИ) привело к необходимости изменений в управлении в образовательном процессе, поскольку их стихийное распространение и неконтролируемое применение способно привести к негативной трансформации академической среды и понизить уровень профессиональных компетенций выпускников вузов. В статье рассмотрено влияние ИИ на академическую среду, анализируются его преимущества и вызовы, а также рассматриваются успешные практики внедрения. Целью исследования является комплексный анализ влияния технологий ИИ на образовательные процессы и административные функции управления вуза. Объектом исследования являются современные ИИ-технологии, используемые в высших учебных заведениях, а предметом – их влияние на обучение, преподавание и управление образовательным процессом. В ходе исследования были использованы: анализ научных публикаций, сравнительный анализ практик внедренных технологий, статистический анализ данных о влиянии ИИ на образовательный процесс. Рассмотрены примеры успешного внедрения ИИ в зарубежных и отечественных университетах, включая чат-боты, адаптивные образовательные платформы и интеллектуальные обучающие системы. Отдельно внимание уделено этическим аспектам и вызовам внедрения ИИ, таким как защита персональных данных, алгоритмическая предвзятость и возможные изменения роли преподавателя. В результате исследования выделены основные направления применения ИИ в высшем образовании, включая персонализацию обучения, автоматизированную проверку знаний, прогнозирование успеваемости студентов, а также поддержку административных процессов. Таким образом, в статье речь идет не о запретах и ограничениях ИИ в образовании, а о конструктивном и положительном его применении, как актуального инструмента совершенствования менеджмента качества, обеспечивающего трансформацию современного высшего образования в мире современных технологий.

Читать статью полностью 


Ключевые слова: искусственный интеллект, образовательные технологии, академическая среда, адаптивное обучение, цифровая трансформация высшего образования, персонализированное обучение, онлайн-образование.

Список литературы:

1. Global education monitoring report summary, 2023: technology in education: a tool on whose terms? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000386147_rus/ (Дата обращения: 04.02.2025). 2. Подготовка высококвалифицированных кадров в области искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/978388300.html (Дата обращения: 04.02.2025). 3. Технологии искусственного интеллекта в образовании: перспективы и последствия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000382446 (Дата обращения: 04.02.2025). 4. Lola IIega a Harvard [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.um.es/notica/boletin9/lola.htm? (Дата обращения: 04.02.2025) 5. The University of Murcia trusts 1millionbot to help its new students [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://1millionbot.com/en/chatbot-1millionbot-universidad-de-murcia-resolver-dudas-estudiantes/ (Дата обращения: 04.02.2025). 6. Фаргиева З.С., Евлоева Ф., Арапханов А. Интеллектуальные обучающие системы в информатизации образования // Наука, техника и образование. 2016. № 8(26). С. 94– 96. 7. Шадрин А.А. Диалоговые образовательные технологии как средство интерактивного обучения общению студентов физкультурного колледжа // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. С. 216–224. 8. Ушаков А.А. Интегративный подход в организации профессионально-развивающей образовательной среды педагога // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–5. С. 1062–106. 9. Роботы в образовании. Чем они полезны? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://prorobotov.org/blog/stati/roboty-v-obrazovanii-chem-oni-polezny/ (Дата обращения: 04.02.2025). 10. Экзамен у пермских студентов-медиков принимает робот. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.perm.kp.ru/daily/27352/4533257/ (Дата обращения: 04.02.2025) 11. AI-Powered Adaptive Learning: A Conversation with the Inventor of Jill Watson [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.onlineeducation.com/features/ai-teaching-assistant-jill-watson (Дата обращения: 04.02.2025). 12. Искусственный интеллект и высшее образование: возможности, практики и будущее [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://education.yandex.ru/aihighreport (Дата обращения: 04.02.2025). 13. ИИ в образовании: статистика, внедрение, преимущества, проблемы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://virtre.ru/articles/artificial-intelligence/ii-v-obrazovanii-statistika-vnedrenie-preimushhestva-problemy (Дата обращения: 04.02.2025). 14. Loyola University Chicago improves student services with Oracle Digital Assistant [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oracle.com/customers/loyola-university-chicago/ (Дата обращения: 04.02.2025). 15. Piloting generative AI to improve the experience of students and tutors [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ibm.com/case-studies/eude (Дата обращения: 04.02.2025). 16. Стратегический проект «ИИ-технологии для человека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stratpro.hse.ru/ai-technologies/ (Дата обращения: 04.02.2025). 17. Orientat UA: Mobile Application to guide visual disabled people at the University of Alicante [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.academia.edu/27930858/OrientatUA_Mobile_Application_to_guide_visual_disabled_people_at_the_University_of_Alicante (Дата обращения: 04.02.2025). 18. Use of AI in Schools [25 Case Studies] [2025] [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digitaldefynd.com/IQ/ai-in-schools-case-studies/ (Дата обращения: 04.02.2025) . 19. Huang L. Ethics of artificial intelligence in education: Student privacy and data protection // Science Insights Education Frontiers. 2023. Vol.16 (2). Pp. 2577–2587. 20. Ярошенко Г.В., Савушкин И.А. Социальные последствия применения систем искусственного интеллекта в образовании // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 3. С. 278–284. 21. Дивный новый чат: кто составит конкуренцию ChatGPT [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.ru/mneniya/501403-divnyj-novyj-cat-kto-sostavit-konkurenciu-chatgpt (Дата обращения: 09.02.2025). 22. Давтян М.А. Проблемы признания искусственного интеллекта одним из объектов авторского права // Вестник науки. 2022. № 2 (47). С. 88–94. 23. NYT подала в суд на OpenAI и Microsoft за обучение чат-ботов на ее статьях [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.ru/tekhnologii/503546-nyt-podala-v-sud-na-openai-i-microsoft-za-obucenie-cat-botov-na-ee-stat-ah (Дата обращения: 09.02.2025). 24. GEMA sues for fair compensation [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gema.de/en/news/ai-and-music/ai-lawsuit(Дата обращения: 09.02.2025). 25. Геращенко И.Г. Искусственный интеллект в сфере образования: проблемы применения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://st-hum.ru/print/1322 (Дата обращения: 09.02.2025) 26. Искусственный интеллект в образовании еще не раскрыл свой потенциал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roscongress.org/materials/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-eshche-ne-raskryl-svoy-potentsial/ (Дата обращения: 09.02.2025). 27. Цвык В.А., Цвык И.В. Социальные проблемы развития и применения искусственного интеллекта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. № 1. C. 58–69.

DOI 10.17586/2310-1172-2025-18-1-91-100

Адрес редакции:
191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова 9, оф. 2132

Информация 2007-2025, все права защищены
Разработка © 2013 Отдел разработки Интернет-решений НИУ ИТМО
Яндекс.Метрика