Март 2025 (опубликовано: 04.03.2025)
Выпуск 1(60)
Экономическая теория
Методология структурной трансформация экономики Арктической зоны Афанасьева Н.В. , Богачев В.Ф. , Микулёнок А.С.
В статье обосновывается целесообразность и своевременность проведения структурной трансформации экономики на основе использования методологии международных стандартов систем менеджмента качества (СМК), широко применяемых в мировой практике формирования организационных структур управления. Оценка степени научной разработанности проблемы формирования эффективного механизма трансформации структуры управления экономикой пространственных систем свидетельствует о том, что эта проблема особенно актуальна в настоящее время. Целью исследования является развитие теоретических основ реформирования структуры управления экономикой и определение тенденций и закономерностей структурной трансформации экономики. Научная гипотеза состоит в том, что процесс трансформации экономики должен начинаться с реформирования структуры управления как самого важного ее элемента. В качестве объекта исследования выступает арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ), которая, обладая рядом специфических особенностей, является идеальным полигоном для экономических экспериментов. В ходе исследовании использованы теоретические и эмпирические методы, включающие методы имитационного моделирования, прогнозирования, а также методы экспертных оценок и социологического опроса. На основе анализа основных этапов подготовки и реализации ряда крупных проектов реструктуризации систем управления авторами разработаны механизм межрегионального управления на основе стандартов управления системы менеджмента качества (СМК) и рекомендации, направленные в адрес Департамента развития АЗРФ и реализации инфраструктурных проектов Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Исследование промышленных экосистем в контексте децентрализованного экономического развития Никифоров А.А., Никифорова В.Д.
В статье анализируются глубокие изменения в системе организации и управления бизнесом, обусловленные процессами глобализации, цифровизации, формированием экосистем. Особое внимание уделяется промышленным экосистемам с позиции раскрытия содержания понятия «экосистема», делается акцент на управленческих аспектах в исследовании. По мере усиления динамизма внешней среды, усложнения межорганизационных связей возрастает актуализация вопросов формирования и расширения децентрализованных сетевых структур управления хозяйственными системами, поиска гибкости промышленных экосистем под влиянием усиления конкуренции между компаниями, усложнения компонентной ценности для потребителя. На основе анализа экосистемных процессов в промышленности определяются основные направления по достижению структурных изменений в промышленной электроэнергетике в целях достижения экономического развития. Экосистемный подход к исследованию, объединяющий кластерный пространственный, структурно-функциональный, сетевой и др. подходы, позволили раскрыть противоречия и факторы развития промышленных экосистем, основанные на стремлении бизнеса к экономическому росту, социальной и экологической ответственности посредством использования потенциала цифровых технологий, инноваций, адаптивной коммуникации входящих в экосистему акторов. Для обеспечения инновационного развития промышленной электроэнергетики важное значение приобретает создание благоприятных условий для структурной трансформации на основе реализации на практике децентрализованной модели деятельности компаний в сфере генерации, сбыта и потребления электроэнергии, государственного партнерства с использованием фондов и институтов инновационного развития, интеграции централизованной и распределенной энергетических систем, трансформации традиционных бизнес-процессов и т.п.
Формирования содержания учебной дисциплины «экономическая теория» на основе дизайна Шапиро Н.А., Вахитова Л.Р. , Рубцова О.Л. , Гуляева В.Б.
Целью данной статьи является обоснование изменения стереотипа традиционного образовательного стандарта на дизайн, на основе которого должно формироваться содержания экономической теории как современной учебной дисциплины. Дизайн рассматривается в контексте методологической рамки, которая релевантна состоянию фрагментации современной экономической науки, где «сторонами рамки» являются теории, предлагающие разнообразные решения одной и той же проблемы, определяемые будущими профессиональными компетенциями экономиста. Обоснование выдвигаемого предложения базируется на логике метамодернизма, согласно которому отдельная, единичная теория/концепция, рассмотренная вне культурного контекста, утрачивает свою критическую научную ценность. Статья начинается с краткого обзора современной дискуссии по проблеме содержания учебной дисциплины «экономическая теория», ретроспективной характеристики экономической науки, начиная от одной большой теории до состояния фрагментации, что стало вызовом к замене стандартного содержания на иной способ формирования учебной дисциплины. Далее рассмотрены существующие образовательные практики, в которых применение дизайна как альтернативы стандарту уже давно закрепилось как продуктивное решение, а также предложны новые возможные варианты. Статья носит дискуссионный характер.