Март 2025 (опубликовано: 04.03.2025)
Выпуск 1(60)
УДК 330.83; 331.28,29
Формирование содержания учебной дисциплины «экономическая теория»
на основе дизайна
Ссылка для цитирования: : Шапиро Н.А., Вахитова Л.Р. Рубцова О.Л. Гуляева В.Б. Формирования содержания учебной дисциплины «экономическая теория» на основе дизайна // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2025. № 1. С. 21–29. DOI: 10.17586/2310-1172-2025-18-1-21-29.
Аннотация. Целью данной статьи является обоснование изменения стереотипа традиционного образовательного стандарта на дизайн, на основе которого должно формироваться содержания экономической теории как современной учебной дисциплины. Дизайн рассматривается в контексте методологической рамки, которая релевантна состоянию фрагментации современной экономической науки, где «сторонами рамки» являются теории, предлагающие разнообразные решения одной и той же проблемы, определяемой профессиональными компетенциями будущего экономиста. Обоснование выдвигаемого предложения базируется на логике метамодернизма, согласно которому отдельная, единичная теория/концепция, рассмотренная вне культурного контекста, утрачивает свою критическую научную ценность. Статья начинается с краткого обзора современной дискуссии по проблеме содержания учебной дисциплины «экономическая теория», ретроспективной характеристики экономической науки, начиная от одной большой теории до состояния фрагментации, что стало вызовом к замене стандартного содержания на иной способ формирования учебной дисциплины. Далее рассмотрены существующие образовательные практики, в которых применение дизайна как альтернативы стандарту уже давно закрепилось как продуктивное решение, а также предложены новые возможные варианты. Статья носит дискуссионный характер.
Читать статью полностью

Ключевые слова: дизайн, методологическая рамка, фрагментация, гипотеза о большой теории, гетеродоксия, мейнстрим, разделение труда, паттерны, наборы Чхан Ха Джуна.
Список литературы:
1. О статусе политической экономии в вузовском преподавании экономических дисциплин // Российский экономический журнал. 2003. № 4. С. 80–86. 2. Кайманаков С.В. Разнообразие и единство школ экономической теории // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2013. № 2. С. 113–120. 3. Дятел Е.П. Статус экономической теории как научной и учебной дисциплины // Журнал экономической теории. 2021. Т. 18. № 3. С. 374–388. https://doi.org/10.31063/2073-6517/2021.18-3.4. 4. Кононкова Н.П., Костанян А.А., Михайленко Д.А., Волкова Е.Ю. Экономика как общеобразовательная дисциплина в университетах: поиск целевой модели преподавания // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2022. № 4. С. 229–255. DOI:10.38050/013001052022412. 5. Шапиро Н.А. Политическая экономия в нарративах и критике, или как представить политическую экономию в учебных курсах // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2023. № 6. С. 100–121. 6. Григорьев И.В., Горовой А.А., Гаврилюк Е.С., Литвинова Н.А. Инструменты менеджмента образования в преодолении разрыва между теорией и практикой // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2024. № 3. С. 28–37. DOI: 10.17586/2310-1172-2024-17-3-28-37. 7. Ананьин О.И. Экономическая наука: вызов фрагментации // Журнал Новой экономической ассоциации. 2024. № 2 (63). С. 193–210. DOI: 10.31737/22212264_2024_2_193-210. 8. Аузан А.А., Мальцев А.А., Курдин А.А. Российское экономическое образование: образ ближайшего будущего // Вопросы экономики. 2023. № 10. С. 5–26. DOI:10.32609/0042-8736-2023-10-5-26. 9. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Экономическое образование: качественное обновление необходимо и возможно // Вопросы экономики. 2023. № 11. С. 141–160. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-11-141-160. 10. Шаститко А.Е. Экономическое образование как зеркало внутридисциплинарного дискурса // Вопросы экономики. 2024. № 1. С. 137–153. 11. Гребнев Л.С. Что первично: определенность целей или ограниченность средств? // Вопросы экономики. 2024. № 8. С. 140.–158. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-8-140-158. 12. Григорьев Л.М. Таланты и их профессора: чему и как учить? // Вопросы экономики. 2024. № 8. С. 111–126. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2024-8-111-126. 13. Автономов В.С. Судьба «больших теорий» в экономической науке // Вопросы теоретической экономики. 2024. № 1. С. 96–105. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2024_1_96_105. 14. Робинсон Дж.В. Экономическая теория несовершенной конкуренции. Введение. Пер. с англ. /Дж. Робинсон; –М.: Прогресс, 1986. 15. Ryle G. Dilemmas. The Tarner lectures 1953 N-Y. the University Press, Cambridge the University Press, Cambridge. 1954. 129 p. 16. Аккер Р. ван де. Метамодернизм. Историчность, Аффект и Глубина после постмодерна. 2022.М.: РИПОЛ классик. 496 с. 17. Ронкалья А. Богатство идей. История экономической мысли / Алессандро Ронкалья. –М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 655 с. 18. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Часть 1. Изд-во «Ось–89», –М.: 1997. 256 с. 19. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Кгига1: процесс производства капитала. Изд-во полит. литературы. –М.: 1969. 907 с. 20. Ананьин О.И. Как возникла экономическая наука: конкурс проектов // Вопросы экономики. 2023. № 3. С. 5–23. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-3-5-23. 21. Дин Ф. Роль истории экономической мысли. В кн.: Панорама экономической мысли конца ХХ столетия. Под ред. Д. Гринэуэя и др. СПб.: Экономическая школа. 2002. Т. 1. С. 28–58. 22. Ротбард М.Экономическая мысль в 2-х т. Т.1. От Античности до Адама Смита. Москва; Челябинск, Социум. 2020. 615 c. 23. Коландер Д. Экономическая наука нового тысячелетия: как она нашла свой путь и каков он? В кн. Истоки. Из опыта изучения экономики как структуры и процесса. –М. Издательский дом ГУ ВШЭ.2007. С. 338–380 24. Лакатос И. Методология исследовательских программ: –М.: ООО «Изд-во АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. 380 с. 25. Талер Р. Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. –М.: Издательство «Эксмо». 2018. 368 с. 26. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». СПб. Лениздат.1996. 702 с. 27. Stein R.M. The Half-life of Facts: Why Everything We Know Has an Expiration Date, Quantitative Finance. 2014. DOI: 10.1080/14697688.2014.896123. 28. Шапиро Н.А., Горячий С.А. «Доказательная экономическая политика» и «доказательная медицина»: продуктивно ли заимствование? // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2022. № 4(51). С. 66–76. DOI 10.17586/2310-1172-2022-15-4-66-76. 29. Park M., Leahey E. & Funk R.J. Paper and patents are becoming less disruptive over time // Natura. 2023. № 613. Р. 138–144 https: //doi.org/10.1038/s41586-022-05543x. 30. Samuelson P.A. Foundations of Economic Analysis. Harvard University Press. 1947. 447 p. 31. Чхан Ха Джун. Как устроена экономика. Серия: Покетбуки МИФ. Передовые практики. Изд. Манн, Иванов и Фербер. 2022. 389 с. 32. Тараканова Е.Н. Культурологические аспекты образования: практическая реализация. В сборнике: XVII Герценовские чтения. Волхов. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2023. С. 63–66.
DOI 10.17586/2310-1172-2025-18-1-21-29
