О номере
Публикации
Партнеры
Июнь 2023 (опубликовано: 31.05.2023)
Выпуск 2(53)
Главная > Содержание > Особенности формирования рынка органических продуктов питания
Ковалева Е.Н., Тимофеев В.Е.
Актуальная геополитическая ситуация, порождающая изменение векторов экспортной активности отечественных производителей, общий спад экономики, вызванный последствиями длительного Covid-локдауна и трансформацией логистических цепочек поставок, побуждают к исследованию актуальных моделей потребительского поведения российских потребителей продовольственных экопродуктов и поиску новых направлений экспорта экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Цель настоящего исследования — дать характеристику текущего состояния и тенденций развития рынка органических продуктов питания в России и за рубежом в условиях геополитических трансформаций. Важной исследовательской задачей является определение направлений государственной поддержки экологически чистого сельскохозяйственного производства продукции как важнейшего стратегического направления обеспечения продовольственной и национальной безопасности страны. Объектом исследования является рынок органической продукции, предметом — факторы, оказывающие влияние на формирование спроса и предложения в молодежном сегменте потребителей органических продуктов питания. В ходе кабинетного этапа исследования проведен сопоставительный анализ основных параметров, характеризующих экологически чистое производство в России и других странах, выявлены основные тенденции развития рынка сельскохозяйственной экопродукции. Результаты полевого этапа исследования подтверждают выдвинутые гипотезы о невозможности без государственного вмешательства создать конкурентную среду, удовлетворяющую запросы одновременно и продавцов, и покупателей. Определены основные факторы, влияющие на спрос органической продукции в молодежном сегменте потребителей: недостаток финансовых средств на покупку более дорогой, но безопасной продукции, нежелание изучать маркировку и недоверие к любым сертификатам и подтверждениям безопасности и экологичности, что в свою очередь не мотивирует предпринимателей в сегменте масс-маркета к применению экологичных методов производства. Модель потребления в данном сегменте основана на таких аспектах, как доверие и имидж, поэтому бизнесу и организациям инфраструктурной поддержки необходимо направить усилия на формирование прозрачности и ясности принимаемых решений, вести активную просветительскую работу, задействуя максимальное количество каналов коммуникации. На основе полученных результатов предложены рекомендации российским производителям и субъектам регулирования для формирования стабильного рынка экопродукции в стране с учетом потребностей молодежного сегмента потребителей, формирования потребительской ценности, укрепления имиджа отечественного экопроизводства и увеличения экспорта экопродукции.
Читать статью полностью
Ключевые слова: органическая продукция, маркетинговое исследование, экспорт, потребительская ценность, модели поведения потребителей.
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
УДК 338.433; 338.139
Особенности формирования рынка органических продуктов питания
Актуальная геополитическая ситуация, порождающая изменение векторов экспортной активности отечественных производителей, общий спад экономики, вызванный последствиями длительного Covid-локдауна и трансформацией логистических цепочек поставок, побуждают к исследованию актуальных моделей потребительского поведения российских потребителей продовольственных экопродуктов и поиску новых направлений экспорта экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Цель настоящего исследования — дать характеристику текущего состояния и тенденций развития рынка органических продуктов питания в России и за рубежом в условиях геополитических трансформаций. Важной исследовательской задачей является определение направлений государственной поддержки экологически чистого сельскохозяйственного производства продукции как важнейшего стратегического направления обеспечения продовольственной и национальной безопасности страны. Объектом исследования является рынок органической продукции, предметом — факторы, оказывающие влияние на формирование спроса и предложения в молодежном сегменте потребителей органических продуктов питания. В ходе кабинетного этапа исследования проведен сопоставительный анализ основных параметров, характеризующих экологически чистое производство в России и других странах, выявлены основные тенденции развития рынка сельскохозяйственной экопродукции. Результаты полевого этапа исследования подтверждают выдвинутые гипотезы о невозможности без государственного вмешательства создать конкурентную среду, удовлетворяющую запросы одновременно и продавцов, и покупателей. Определены основные факторы, влияющие на спрос органической продукции в молодежном сегменте потребителей: недостаток финансовых средств на покупку более дорогой, но безопасной продукции, нежелание изучать маркировку и недоверие к любым сертификатам и подтверждениям безопасности и экологичности, что в свою очередь не мотивирует предпринимателей в сегменте масс-маркета к применению экологичных методов производства. Модель потребления в данном сегменте основана на таких аспектах, как доверие и имидж, поэтому бизнесу и организациям инфраструктурной поддержки необходимо направить усилия на формирование прозрачности и ясности принимаемых решений, вести активную просветительскую работу, задействуя максимальное количество каналов коммуникации. На основе полученных результатов предложены рекомендации российским производителям и субъектам регулирования для формирования стабильного рынка экопродукции в стране с учетом потребностей молодежного сегмента потребителей, формирования потребительской ценности, укрепления имиджа отечественного экопроизводства и увеличения экспорта экопродукции.
Читать статью полностью
Ключевые слова: органическая продукция, маркетинговое исследование, экспорт, потребительская ценность, модели поведения потребителей.