Научный журнал НИУ ИТМО
Серия "Экономика и экологический менеджмент"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 55411 от 17.09.2013
зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
ISSN:2310-1172

Сентябрь 2021 (опубликовано: 22.09.2021)

Выпуск 3(46)

Главная > Содержание > Проблематика эффективности предприятий судостроительного комплекса современной России

УДК 338.314

Проблематика эффективности предприятий судостроительного комплекса современной России

Ветрова Е.Н., Шнанкина С.Н.

В условиях инновационного развития экономики вопросы устойчивого роста и стратегической эффективности предприятий становятся одними из важнейших. Судостроение во все времена относилось к базовым, стратегически важным отраслям российской экономики, обладающей большим научно-техническим, производственным потенциалом, способной оказывать влияние на развитие целого ряда других отраслей. До распада СССР страна была одной из ведущих судостроительных держав и обладала стратегическими конкурентными преимуществами в таких направлениях, как атомное судостроение, строительство кораблей и судов на подводных крыльях и воздушной подушке и другие. В настоящий момент российское судостроение испытывает целый комплекс системных проблем, которые вызваны как внешними, так и внутренними субъективными и объективными факторами. В статье на основе анализа отдельных показателей рентабельности показана неэффективность деятельности предприятий отрасли, особенно в части гражданского судостроения. Одной из ключевых причин низкой рентабельности и убыточности предприятий является отсутствие государственного регулирования, современной правовой и нормативно-методической базы механизма формирования цены на строительство морских и речных судов. Противоречивость существующей нормативно-методической базы, не учитывающей специфику судостроения, такую как длительный цикл строительства, низкую серийность, отсутствие современных нормативов расчета трудоемкости, не позволяет предприятиям качественно, на этапе согласования цены и сроков контракта, рассчитать затраты и обосновать заказчику. В результате, при строительстве судов заказчики и судостроительные предприятия вынуждены переносить сроки, пересматривать объемы финансирования, а часто, в случае если цена в соответствии с договором является «твердой» нести убытки. Теория и методика ценообразования несмотря на их огромную роль в экономике предприятия и значительное ей внимание в научной и методической литературе, не дает возможность решить все проблемы судостроения. Это связано, в первую очередь, со спецификой судостроения, а также с некоторой зарегулированностью и отсталостью функционала управления предприятием. Авторами выполнена систематизация проблем, их причин и возможных направлений решения проблем ценообразования. При этом подчеркивается значительная роль государственного регулирования.
Читать статью полностью 

Ключевые слова: судостроение, эффективность производственной деятельности, рентабельность, трудоемкость, ценообразование.

DOI 10.17586/2310-1172-2021-14-3-218-227

Адрес редакции:
191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова 9, оф. 2132

Информация 2007-2024, все права защищены
Разработка © 2013 Отдел разработки Интернет-решений НИУ ИТМО
Яндекс.Метрика