О номере
Публикации
Партнеры
Сентябрь 2021 (опубликовано: 22.09.2021)
Выпуск 3(46)
Главная > Содержание > Образовательные кластеры как инструмент развития экономики региона
Приходько Р.В.
В мировой экономике уже давно возникла необходимость обеспечения тесной непрерывной связи науки, образования и производства с целью повышения качества подготовки будущих специалистов, приближения образовательного процесса к специфике производства и результатам НИОКР, проводимых в данной предметной области. Решить эту задачу призваны образовательные кластеры, получившие достаточно широкое распространение в мировой экономике и постепенно распространяющиеся по России. Они создаются в основном в наукоемких отраслях экономики и в тех городах, где существуют крупные университеты и технопарки. Главной особенностью кластеров является их сосредоточение в конкретном регионе и привязка к определенному месту. Предполагается, что в будущем именно кластеры будут определяющим звеном в экономике страны и на их долю будет приходиться до 90% всех проводящихся НИОКР. Но в образовательных кластерах основную системообразующую роль, как правило, играют вузы. Это позволяет сблизить образовательный процесс с практической и научной деятельностью и хотя бы частично реанимировать вузовскую науку в России, столь сильно пострадавшую в постперестроечные годы. Заказчиками НИР и будущими работодателями выпускников в кластерах являются ведущие промышленные предприятия региона. В то же время они выступают и основным источником инвестиций. К сожалению, в нашей стране процесс образования кластеров сталкивается с определенными трудностями, связанными с недостатком их нормативно-законодательной регламентации, недостаточной продуманностью целей и задач, а также в ряде случаев наблюдающейся разнонаправленностью интересов участников.
Читать статью полностью
Ключевые слова: кластер, образование, инновации, эффективность, технологии, внедрение, партнерство.
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
УДК 37.01
Образовательные кластеры как инструмент развития экономики региона
В мировой экономике уже давно возникла необходимость обеспечения тесной непрерывной связи науки, образования и производства с целью повышения качества подготовки будущих специалистов, приближения образовательного процесса к специфике производства и результатам НИОКР, проводимых в данной предметной области. Решить эту задачу призваны образовательные кластеры, получившие достаточно широкое распространение в мировой экономике и постепенно распространяющиеся по России. Они создаются в основном в наукоемких отраслях экономики и в тех городах, где существуют крупные университеты и технопарки. Главной особенностью кластеров является их сосредоточение в конкретном регионе и привязка к определенному месту. Предполагается, что в будущем именно кластеры будут определяющим звеном в экономике страны и на их долю будет приходиться до 90% всех проводящихся НИОКР. Но в образовательных кластерах основную системообразующую роль, как правило, играют вузы. Это позволяет сблизить образовательный процесс с практической и научной деятельностью и хотя бы частично реанимировать вузовскую науку в России, столь сильно пострадавшую в постперестроечные годы. Заказчиками НИР и будущими работодателями выпускников в кластерах являются ведущие промышленные предприятия региона. В то же время они выступают и основным источником инвестиций. К сожалению, в нашей стране процесс образования кластеров сталкивается с определенными трудностями, связанными с недостатком их нормативно-законодательной регламентации, недостаточной продуманностью целей и задач, а также в ряде случаев наблюдающейся разнонаправленностью интересов участников.
Читать статью полностью
Ключевые слова: кластер, образование, инновации, эффективность, технологии, внедрение, партнерство.