О номере
Публикации
Партнеры
Декабрь 2025 (опубликовано: 11.12.2025)
Выпуск 4(63)
Главная
>
Содержание
>
Интеграция корпоративного бренда в стратегию устойчивого развития предприятия
Калинина О.В. , Харламова Т.Л. , Анофриков Д.О.
Ключевые слова: устойчивое развитие, корпоративный бренд, ESG, стратегическое управление, корпоративная социальная ответственность, устойчивый брендинг.
Список литературы:
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
УДК 65.011
DOI 10.17586/2310-1172-2025-18-4-105-115
Интеграция корпоративного бренда в стратегию устойчивого развития предприятия
Язык статьи -
русский
Ссылка для цитирования: Калинина О.В., Харламова Т.Л., Анофриков Д.О. Интеграция корпоративного бренда в стратегию устойчивого развития предприятия // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2025. № 4. С. 105-115. DOI: 10.17586/2310-1172-2025-18-4-105-115.
Аннотация. В статье анализируются теоретические и практические аспекты интеграции корпоративного бренда в стратегию устойчивого развития современного предприятия. Авторами рассматриваются ключевые функции бренда в контексте устойчивости, такие, как формирование репутации, повышение доверия и лояльности, дифференциация на рынке, поддержание корпоративной культуры и эффективная коммуникация на основе устойчивых ценностей. Особое внимание уделено современным аспектам реализации концепции ESG, которая становится основой для формирования новых бизнес-моделей, ориентированных на долгосрочное развитие, где устойчивость воспринимается не только как набор корпоративных практик, но и как стратегический инструмент, способствующий укреплению репутации и конкурентных позиций компании. Примеры из бизнес-практики компаний-ведущих игроков российского и международного рынка демонстрируют успешную интеграцию принципов ESG в их корпоративные стратегии. На основе проведенного анализа авторами делается вывод о необходимости обеспечения стратегической синергии между процессами брендинга и устойчивого развития, что послужит фундаментом долгосрочной конкурентоспособности предприятий, способствуя улучшению их финансовых результатов и формированию устойчивых партнерских отношений с различными заинтересованными сторонами. Цель исследования – обосновать преимущества эффективной интеграции корпоративного бренда в стратегию устойчивого развития компании в современных условиях на основе анализа научных подходов к обеспечению устойчивого развития и исследования соответствующего практического опыта действующих участников рынка. Задачи: 1) В рамках теоретического обзора проанализировать взгляды современных российских и зарубежных ученых на проблему взаимосвязи устойчивого развития и ценности корпоративного бренда; 2) Рассмотреть прикладные аспекты интеграции корпоративного бренда в стратегию устойчивого развития на базе исследования реальных кейсов отечественных и зарубежных компаний; 3) Выделить преимущества интеграции корпоративного бренда в стратегию компании в контексте устойчивого развития; 4) Сформировать на базе выявленных преимуществ рекомендации для менеджмента современных отечественных компаний. Методы исследования: анализ данных, обобщение, логический анализ и кейс-стади.
Читать статью полностью
Ссылка для цитирования: Калинина О.В., Харламова Т.Л., Анофриков Д.О. Интеграция корпоративного бренда в стратегию устойчивого развития предприятия // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2025. № 4. С. 105-115. DOI: 10.17586/2310-1172-2025-18-4-105-115.
Аннотация. В статье анализируются теоретические и практические аспекты интеграции корпоративного бренда в стратегию устойчивого развития современного предприятия. Авторами рассматриваются ключевые функции бренда в контексте устойчивости, такие, как формирование репутации, повышение доверия и лояльности, дифференциация на рынке, поддержание корпоративной культуры и эффективная коммуникация на основе устойчивых ценностей. Особое внимание уделено современным аспектам реализации концепции ESG, которая становится основой для формирования новых бизнес-моделей, ориентированных на долгосрочное развитие, где устойчивость воспринимается не только как набор корпоративных практик, но и как стратегический инструмент, способствующий укреплению репутации и конкурентных позиций компании. Примеры из бизнес-практики компаний-ведущих игроков российского и международного рынка демонстрируют успешную интеграцию принципов ESG в их корпоративные стратегии. На основе проведенного анализа авторами делается вывод о необходимости обеспечения стратегической синергии между процессами брендинга и устойчивого развития, что послужит фундаментом долгосрочной конкурентоспособности предприятий, способствуя улучшению их финансовых результатов и формированию устойчивых партнерских отношений с различными заинтересованными сторонами. Цель исследования – обосновать преимущества эффективной интеграции корпоративного бренда в стратегию устойчивого развития компании в современных условиях на основе анализа научных подходов к обеспечению устойчивого развития и исследования соответствующего практического опыта действующих участников рынка. Задачи: 1) В рамках теоретического обзора проанализировать взгляды современных российских и зарубежных ученых на проблему взаимосвязи устойчивого развития и ценности корпоративного бренда; 2) Рассмотреть прикладные аспекты интеграции корпоративного бренда в стратегию устойчивого развития на базе исследования реальных кейсов отечественных и зарубежных компаний; 3) Выделить преимущества интеграции корпоративного бренда в стратегию компании в контексте устойчивого развития; 4) Сформировать на базе выявленных преимуществ рекомендации для менеджмента современных отечественных компаний. Методы исследования: анализ данных, обобщение, логический анализ и кейс-стади.
Читать статью полностью
Ключевые слова: устойчивое развитие, корпоративный бренд, ESG, стратегическое управление, корпоративная социальная ответственность, устойчивый брендинг.
Список литературы:
- Мацько В.В. ESG-позиционирование как устойчивый подход к повышению узнаваемости бренда // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022. № 3. С. 94–99.
- Lahtinen S., Närvänen E. Co-creating sustainable corporate brands: a consumer framing approach // Corporate Communications: An International Journal. 2020. Т. 25, № 3. С. 447–461. DOI: 10.1108/CCIJ-11-2019-0121.
- Arslan Z., Gokaliler E., Arslan S. A Literature Study on the Sustainable Corporate Brand Concept // Business and Economics Research Journal. 2020. Vol. 11, No.1. P. 247–259.
- Salinas G., Abril C. Integrating sustainability into brand valuation models: an integrative literature review // European Journal of Management and Business Economics. 2025. Т. 34, № 1. DOI: 10.1108/ejmbe-03-2024-0104.
- ESG (Environmental, Social, Governance) // Unisender: Словарь терминов. – 2024. – 17 июня. – URL: https://www.unisender.com/ru/glossary/chto-takoe-esg-povestka/ (дата обращения: 12.09.2025).
- Никулина К. Как бренд может усилить стратегию устойчивого развития компании // RB.RU. 2021. – 11 августа. – URL: https://rb.ru/opinion/brend-strategiya-ustojchivogo-razvitiya/ (дата обращения: 12.09.2025).
- Анофриков Д.О. ESG как инструмент формирования стратегии корпоративного бренда // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024. №4. С. 90–98.
- Erofeev Y. How can a brand strengthen a company’s sustainability strategy? // Illuminem. – 2025. – 16 января. – URL: https://illuminem.com/illuminemvoices/how-can-a-brand-strengthen-a-companys-sustainability-strategy (дата обращения: 10.09.2025).
- Калинина О.В., Макаренко Е.А. Управление взаимоотношениями со стейкхолдерами в системе риск-менеджмента // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 9, № 5(146). С. 110-116. DOI 10.36871/ek.up.p.r.2024.05.09.015.
- Lahtinen S., Närvänen E. Co-creating sustainable corporate brands: a consumer framing approach // Corporate Communications: An International Journal. 2020. Т. 25, № 3. С. 447–461. DOI: 10.1108/CCIJ-11-2019-0121.
- Харламова Т.Л., Юйсянь Ю. Стратегия управления корпоративной социальной ответственностью в контексте цифровой трансформации предприятия // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции, в 8 ч., Санкт-Петербург, 15–18 мая 2024 года. – Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2024. – С. 242-250.
- Reichheld A., Schefter P. Research: Consumers’ Sustainability Demands Are Rising // Harvard Business Review. 2023. – 18 сентября. URL: https://hbr.org/2023/09/research-consumers-sustainability-demands-are-rising (дата обращения: 08.09.2025).
- Тимофеева А.Г. Управление устойчивым развитием корпорации в условиях ESG-трансформации: дисс. ... канд. экон. наук. – М., 2023. – 180 с.
- Щапов Н.В. Интеграция концепции устойчивого развития в стратегию крупного бизнеса // Молодой ученый. 2022. № 31 (318). С. 87–90.
- Chen L., Wang J., & Zhou Y. The impact of sustainable strategy on financial analysts’ recommendations: Evidence from global firms // Journal of Cleaner Production. 2023. Vol. 395. P. 136993.
- Mio C., Panfilo S., Fasan M. Sustainable development goals and corporate strategy: Bridging the gap // Business Strategy and the Environment. 2024. Т. 33, № 2. С. 345–360. – DOI: 10.1002/bse.12345.
- Starbucks Coffee Company. Starbucks Fiscal 2024 Global Impact Report. 2025. URL: https://about.starbucks.com/uploads/2025/05/Starbucks-Fiscal-2024-Global-Impact-Report.pdf (дата обращения: 20.09.2025).
- LevelTen Energy. Greener Stores, Greener Grids: How Starbucks Powers Progress. URL: https://www.leveltenenergy.com/post/greener-stores-greener-grids-how-starbucks-powers-progress (дата обращения: 20.09.2025).
- LevelTen Energy. Starbucks Case Study [Электронный ресурс]. — 2025. https://www.leveltenenergy.com/case-study/starbucks-clean-energy-impact-greener-stores (дата обращения: 20.09.2025).
- Smart Energy Decisions. Starbucks: What’s Inside a Greener Store? URL: https://www.smartenergydecisions.com/columns/starbucks-whats-inside-a-greener-store/ (дата обращения: 20.09.2025).
- Лукойл. Отчет об устойчивом развитии ПАО «Лукойл». –2023. URL: https://www.lukoil.ru (дата обращения: 10.09.2025).
- Магнит. ESG-отчет АО «Тандер». – 2023. URL: https://magnit.ru (дата обращения: 10.09.2025).
- ПАО «ЛУКОЙЛ». Совместные программы с Фондом «Наше будущее». URL: https://www.lukoil.com/Sustainability/Society/JointprogramswiththeFundOurFuture (дата обращения: 24.09.2025).
- ПАО «ЛУКОЙЛ». Социальные проекты (конкурс социальных проектов). URL: https://www.lukoil.com/Sustainability/Society/SocialProjects (дата обращения: 24.09.2025).
- ПАО «ЛУКОЙЛ». LUKOIL RELEASES 2024 SUSTAINABILITY REPORT. URL: https://www.lukoil.com/PressCenter/Pressreleases/Pressrelease/lukoil-releases-2024-sustainability-report (дата обращения: 24.09.2025).
- Chouinard, Y. Patagonia's Path to Sustainability. – 2022. URL: https://www.patagonia.com (дата обращения: 10.09.2025).
- Erofeev Y. How can a brand strengthen a company’s sustainability strategy? // Illuminem. – 2025. – 16 января. URL: https://illuminem.com/illuminemvoices/how-can-a-brand-strengthen-a-companys-sustainability-strategy (дата обращения: 19.09.2025).
- Никулина К. Как бренд может усилить стратегию устойчивого развития компании // RB.RU. – 2021. – 11 августа. – URL: https://rb.ru/opinion/brend-strategiya-ustojchivogo-razvitiya/ (дата обращения: 20.09.2025).
- 1% for the Planet. The 1% for the Planet Story. URL: https://www.onepercentfortheplanet.org/about/story (дата обращения: 24.09.2025).
- Chouinard Y. Patagonia's Path to Sustainability. – 2022. – URL: https://www.patagonia.com (Date of access: 10.09.2025).
- Patagonia. Annual Benefit Corporation Report: FY2023–FY2024. URL: https://www.patagonia.com/on/demandware.static/-/Library-Sites-PatagoniaShared/default/dw2f8292a3/PDF-US/Patagonia-2023-2024-BCorp-Report.pdf (дата обращения: 24.09.2025).






