Научный журнал НИУ ИТМО
Серия "Экономика и экологический менеджмент"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 55411 от 17.09.2013
зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
ISSN:2310-1172

Сентябрь 2025 (опубликовано: 15.09.2025)

Выпуск 3(62)

Главная > Содержание > Управление продвижением услуг по перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте

УДК 338.242

DOI 10.17586/2310-1172-2025-18-3-51-65

Управление продвижением услуг по перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте

Жутяева С.А. , Лазарева Н.А. , Есина А.Г.

Язык статьи - русский
Ссылка для цитирования: Жутяева С.А., Лазарева Н.А., Есина А.Г. Управление продвижением услуг по перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте// Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2025. № 3. С. 51-65. DOI: 10.17586/2310-1172-2025-18-3-51-65.

Аннотация. Цель работы – исследовать и разработать эффективную методику управления продвижением услуг по перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте, направленные на повышение конкурентоспособности и удовлетворенности клиентов в современных условиях рынка. Предмет исследования – процессы, методы и инструменты управления проектом по проведению маркетинговых акций, включая планирование, организацию, координацию и контроль мероприятий, направленных на повышение привлекательности и конкурентоспособности железнодорожных перевозок. Объект исследования – деятельность по управлению перевозками пассажиров АО «ФПК». Информационной базой исследования послужили данные бухгалтерской и финансовой отчётности АО «ФПК», внутренние нормативные документы холдинга ОАО «РЖД», открытые источники статистики, интернет-аналитика, а также научные публикации по вопросам маркетинга. Для достижения цели и решения поставленных задач применялся комплекс теоретических и эмпирических методов, взаимодополняющих друг друга, к их числу относятся: сравнительный анализ, статистическую обработку данных, логико-структурный анализа и синтез. В статье описаны важные этапы развития маркетинга в железнодорожной отрасли. Проанализирована стратегия компании по управлению продвижением услуг, которая базируется на комплексном подходе, включающем развитие продуктовых предложений, индивидуализацию сервисов, использование современных цифровых каналов продвижения и партнерские программы. Дана оценка реализации инициатив компании по продвижению услуг, каждая из которых имеет свои цели и направленность. Проведен анализ эффективности акций, демонстрирующий системный и клиентоориентированный подход к развитию пассажирских перевозок. Предложены рекомендации по оценке экономической эффективности акций по продвижению услуг. Практическая значимость работы заключается в разработке инструментов и методических рекомендаций, которые могут быть использованы пассажирскими перевозочными компаниями для повышения эффективности деятельности, связанной с управлением продвижением услуг.

Читать статью полностью 


Ключевые слова: стратегия, цифровизация, пассажиропоток, клиентоориентированность, экономическая эффективность, оптимизация расходов.

Список литературы:

1. Корнеева А.А. Специфика маркетинговой деятельности на железнодорожном транспорте // Becsor. 2024. № 4. 2. Орозматова Б.Р., Абдыкалыкова А.А., Шерматов Ч.М. Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия // Вестник науки. 2024. № 6 (75). 3. Журавлева И.В. Маркетинговые акции АО «ФПК» в поездах дальнего следования / И.В. Журавлева, Л.В. Сербина. Текст: электронный // Транспорт: наука, образование, производство (транспорт-2021): труды международной научно-практической конференции, Воронеж, 19-21 апреля 2021 года. - Воронеж: филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" в г. Воронеж. 2021. С. 76-80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45833703 (дата обращения: 20.04.2025). 4. Матегорин Н.В., Виневская Е.Л. Целевая аудитория: цели и способы её определения // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. 2019. № 1(15). С. 52-57. 5. Годовой отчет АО «ФПК» за 2024 год. Текст: электронный. URL: https://fpc.ru/api/media/resources/2580685?action=download (дата обращения: 30.04.2025). 6. Елина Е.В. Особенности маркетинга на железнодорожном транспорте (на примере ОАО «РЖД») // Практический маркетинг. 2023. № 10. 7. Али С.Ы. Совершенствование маркетинговой деятельности для повышения доходности пассажирских перевозок в транспортной компании // Вестник науки. 2023. № 11 (68). 8. Михайлов А.Н. Оценка эффективности маркетинга: какие метрики действительно важны // Вестник науки. 2025. № 4 (85). 9. Пустовит А.А., Фролова Т.С., Черкасов Е.А., Фукс А.Ю. Управление маркетингом на предприятии // E-Scio. 2022. № 8 (71). 10. Прохоров А.Ю., Прохоров В.Ю. Оценка эффективности маркетинговых инвестиций // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 4-1(43). С. 91–93. 11. Ухова М.И., Левина А.Б. Маркетинговые KPI: ключевые показатели эффективности стратегии // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации (шифр – МКСТР): Сборник материалов XXIV Международной научно-практической конференции, Москва, 30 мая 2024 года. - Москва: Центр развития образования и науки, 2024. С. 337-342. 12. Дмитриева В.Д., Литвинова Н.А. Систематизация цифровых технологий и их роль в повышении эффективности деятельности транспортной компании // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2025. № 2. С. 95-107. DOI: 10.17586/2310-1172-2025-18-2-95-107. 13. Калюжнова Н.Я., Кошурникова Ю.Е. Клиентоориентированность как управленческая технология // Экономика и экологический менеджмент. 2024. № 3. С. 49-57. 14. Гадюкова Е.Д., Найденков В.И., Кублин И.М., Воронов А.А. Некоторые Проблемы Развития Пассажирских Перевозок Железнодорожным Сообщением // Экономика и предпринимательство. 2025. № 1 (174). С. 1255-1263. 15. Vishnyakova I.A., Zharikova E.G., Severova M.O. Improvement of customer focus in passenger transportation // Экономика и бизнес: теория и практика. 2025. № 1-1 (119). 16. Шапошникова Б.Д., Гаваева Б.Б., Бодашева В.А., Манджиева З.В., Пюрбеева Я.О., Гаряева Д.Д. Стратегический маркетинг как элемент управления организацией // Экономика и предпринимательство. 2025. № 4 (177). С. 1107-1113. 17. Мачерет Д.А., Мачерет А.Д. Оценка региональной концентрации реализованного спроса на железнодорожные пассажирские перевозки // Экономика железных дорог. 2025. № 3. С. 24-36.

Адрес редакции:
191002, Санкт-Петербург г., ул. Ломоносова, д. 9, литер А, офис 2138 тел. (812)480-02-71,
e-mail: economics@itmo.ru

Правила использования информации в доменной зоне ИТМО
Политика по обработке Персональных данных

Информация 2007-2025, все права защищены
Разработка © 2013 Отдел разработки Интернет-решений НИУ ИТМО
Яндекс.Метрика