О номере
Публикации
Партнеры
Декабрь 2021 (опубликовано: 08.12.2021)
Выпуск 4(47)
Главная > Содержание > Совершенствование процесса управления дебиторской задолженностью
предприятий малого бизнеса в условиях цифровой трансформации
(на примере ООО «ТД “Лаури”»)
Алексеева Л.Д. , Бомбин А.Ю.
В данной статье рассматривается вопрос о возможности формирования результативной стратегии, направленной на повышение качества процесса управления дебиторской задолженностью коммерческого предприятия. Авторами предлагаются несколько решений уменьшения образования неконтролируемых объемов клиентской задолженности, в случаях использования инструментов факторинга и системы оценки контрагентов. Рассматриваемые предложения были разработаны и внедрены в деятельность коммерческого предприятия на основании комплексного финансового анализа ООО «ТД “ЛАУРИ”». Целью работы является определение научно обоснованных теоретических положений и разработка стратегии, направленных на совершенствование процесса управления дебиторской задолженности коммерческого предприятия в сфере малого и среднего предпринимательства. Исходя из цели авторами были решены следующие задачи: определение причинно-следственной связи в вопросе причин и условий, оказывающих влияние на формирование дебиторской задолженности. Формирование четкой формулировки подробной методики оценки добросовестности и платежеспособности контрагентов. Разработка определенной стратегии, повышающей качество процесса управления оборотными активами коммерческого предприятия. Оценка экономической эффективности разработанной стратегии и предложенных мероприятий путем использования методов моделирования и практического эксперимента непосредственно в деятельности предприятия. Дополнительно, в статье рассмотрены принципы и методы управления дебиторской задолженностью, а также сформированы практические рекомендации, основанные на методах искусственного и практического моделирования ситуации. Авторами были использованы общие методы различных аспектов научного познания. В результате исследования, рассмотрев вариант постоплаты для предприятия, как оплаты, которая осуществляется после оказания услуги или приобретения товара и применив, разработанные рекомендации к ООО «ТД “ЛАУРИ”» на базе ее отчетной документации за 2018 год, авторами был сделан вывод о том, что данному предприятию необходимо отказать 69% своих клиентов в постоплатном режиме расчетов за приобретаемые товары и закрепить данное право лишь за 31% наиболее платежеспособных контрагентов, которые не допускают долгосрочной оплаты своих обязательств. Можно предположить, что в начальном периоде деятельности предприятия данные предложения могут привести к сокращению выручки от реализации в размере 27%, так как около 69% контрагентов, которым будет отказано в постоплатном режиме, как несостоятельным плательщикам определяют предприятию выручку в размере 27%. Однако, предложенные мероприятия, нацеленные на совершенствование процесса управления дебиторской задолженностью, представляют возможность предприятию увеличить коэффициент оборачиваемости товаров на 1,25 оборота, что может привести к понижению периода оборачиваемости на 229 дней. В итоге исследование данного вопроса привело к выводу, что за период с 24 марта по 12 мая 2020 года предприятие, используя разработанные предложения авторов, не допустило увеличения размера дебиторской задолженности на сумму более 10 млн. руб. Кроме того, благодаря проведению комплексной оценки контрагентов с последующим применением инструментов факторинга и досудебных взысканий, предприятие взыскало с дебиторов более 45% задолженности.
Читать статью полностью
Ключевые слова: дебиторская задолженность, факторинг, аудит бизнеса, ответственность бизнеса, кредитный лимит, дебитор. оборачиваемость оборотных средств.
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
УДК 338.27, 658.15
Совершенствование процесса управления дебиторской задолженностью
предприятий малого бизнеса в условиях цифровой трансформации
(на примере ООО «ТД “Лаури”»)
В данной статье рассматривается вопрос о возможности формирования результативной стратегии, направленной на повышение качества процесса управления дебиторской задолженностью коммерческого предприятия. Авторами предлагаются несколько решений уменьшения образования неконтролируемых объемов клиентской задолженности, в случаях использования инструментов факторинга и системы оценки контрагентов. Рассматриваемые предложения были разработаны и внедрены в деятельность коммерческого предприятия на основании комплексного финансового анализа ООО «ТД “ЛАУРИ”». Целью работы является определение научно обоснованных теоретических положений и разработка стратегии, направленных на совершенствование процесса управления дебиторской задолженности коммерческого предприятия в сфере малого и среднего предпринимательства. Исходя из цели авторами были решены следующие задачи: определение причинно-следственной связи в вопросе причин и условий, оказывающих влияние на формирование дебиторской задолженности. Формирование четкой формулировки подробной методики оценки добросовестности и платежеспособности контрагентов. Разработка определенной стратегии, повышающей качество процесса управления оборотными активами коммерческого предприятия. Оценка экономической эффективности разработанной стратегии и предложенных мероприятий путем использования методов моделирования и практического эксперимента непосредственно в деятельности предприятия. Дополнительно, в статье рассмотрены принципы и методы управления дебиторской задолженностью, а также сформированы практические рекомендации, основанные на методах искусственного и практического моделирования ситуации. Авторами были использованы общие методы различных аспектов научного познания. В результате исследования, рассмотрев вариант постоплаты для предприятия, как оплаты, которая осуществляется после оказания услуги или приобретения товара и применив, разработанные рекомендации к ООО «ТД “ЛАУРИ”» на базе ее отчетной документации за 2018 год, авторами был сделан вывод о том, что данному предприятию необходимо отказать 69% своих клиентов в постоплатном режиме расчетов за приобретаемые товары и закрепить данное право лишь за 31% наиболее платежеспособных контрагентов, которые не допускают долгосрочной оплаты своих обязательств. Можно предположить, что в начальном периоде деятельности предприятия данные предложения могут привести к сокращению выручки от реализации в размере 27%, так как около 69% контрагентов, которым будет отказано в постоплатном режиме, как несостоятельным плательщикам определяют предприятию выручку в размере 27%. Однако, предложенные мероприятия, нацеленные на совершенствование процесса управления дебиторской задолженностью, представляют возможность предприятию увеличить коэффициент оборачиваемости товаров на 1,25 оборота, что может привести к понижению периода оборачиваемости на 229 дней. В итоге исследование данного вопроса привело к выводу, что за период с 24 марта по 12 мая 2020 года предприятие, используя разработанные предложения авторов, не допустило увеличения размера дебиторской задолженности на сумму более 10 млн. руб. Кроме того, благодаря проведению комплексной оценки контрагентов с последующим применением инструментов факторинга и досудебных взысканий, предприятие взыскало с дебиторов более 45% задолженности.
Читать статью полностью
Ключевые слова: дебиторская задолженность, факторинг, аудит бизнеса, ответственность бизнеса, кредитный лимит, дебитор. оборачиваемость оборотных средств.