О номере
Публикации
Партнеры
Сентябрь 2019 (опубликовано: 26.09.2019)
Выпуск 3(38)
Главная
>
Содержание
>
Методика оценки емкости рынка инноваций
Будрина Е.В. , Лебедева А.С., Рогавичене Л.И. , Гармонников И.С. , Абдуллах М. .
Аннотация. В статье исследованы методы оценки емкости рынка с целью расширения инструментария эффективной коммерциализации инноваций, направленной на повышение результативности инновационной деятельности субъектов экономики РФ. Отмечена специфика рынка инноваций, которая обуславливает необходимость проведения анализа применимости существующих методов маркетинга к определению емкости рынка инновационных продуктов. Исследуемые методы сгруппированы в зависимости от подхода к оценке, отражены ключевые особенности каждой из групп и возможность применения методов к оценке емкости рынка совершенствующих и радикальных инноваций. В результате исследования выделены методы, позволяющие оценить рынок инноваций, в том числе, методы, применимые к рынку инноваций только при определенных условиях и корректировке. Установлена потребность в разработке инструмента оценки емкости рынка радикальных инноваций, учитывающего его специфику, ввиду существенных недостатков выделенных методов, таких как приблизительность и погрешность в оценке, игнорирование влияния фактора времени на скорость распространения инноваций. В связи с этим разработана методика расчета емкости ранка инноваций с учетом изменения во времени отношения потребителей к инновации согласно теории Э. Роджерса. Представленная методика позволяет оценить в количественном, объемном и стоимостном выражениях потенциальную, фактическую и доступную емкость рынка инновационного продукта на основе доступных, количественных данных, что отражает ее универсальность, объективность и достаточно высокую точность. Отсутствие ограничений в применении и потребности в использовании программного моделирования позволяют с минимальными трудозатратами выполнить задачу оценки емкости рынка инновации. В работе приведен условный пример расчета емкости рынка конкретного инновационного продукта (аэромобиля TF-X) для каждого из периодов диффузии инновации согласно модели Э. Роджерса для региона г. Москва и РФ. Отмечены перспективы совершенствования методики в направлении точности оценки с учетом выявленных в работах Дж.А. Мура, Я. Голденберга, Б. Либайя, И. Мюллера спадов объема потребления инноваций в результате возникновения «разрывов» при переходе информации об инновации от одной группы потребителей к другой.
Читать статью полностью
Ключевые слова: рынок инноваций, емкость рынка, методика оценки, совершенствующие и радикальные инновации, теория Э. Роджерса.
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
УДК 339.133.2, 001.894.2
Методика оценки емкости рынка инноваций
Аннотация. В статье исследованы методы оценки емкости рынка с целью расширения инструментария эффективной коммерциализации инноваций, направленной на повышение результативности инновационной деятельности субъектов экономики РФ. Отмечена специфика рынка инноваций, которая обуславливает необходимость проведения анализа применимости существующих методов маркетинга к определению емкости рынка инновационных продуктов. Исследуемые методы сгруппированы в зависимости от подхода к оценке, отражены ключевые особенности каждой из групп и возможность применения методов к оценке емкости рынка совершенствующих и радикальных инноваций. В результате исследования выделены методы, позволяющие оценить рынок инноваций, в том числе, методы, применимые к рынку инноваций только при определенных условиях и корректировке. Установлена потребность в разработке инструмента оценки емкости рынка радикальных инноваций, учитывающего его специфику, ввиду существенных недостатков выделенных методов, таких как приблизительность и погрешность в оценке, игнорирование влияния фактора времени на скорость распространения инноваций. В связи с этим разработана методика расчета емкости ранка инноваций с учетом изменения во времени отношения потребителей к инновации согласно теории Э. Роджерса. Представленная методика позволяет оценить в количественном, объемном и стоимостном выражениях потенциальную, фактическую и доступную емкость рынка инновационного продукта на основе доступных, количественных данных, что отражает ее универсальность, объективность и достаточно высокую точность. Отсутствие ограничений в применении и потребности в использовании программного моделирования позволяют с минимальными трудозатратами выполнить задачу оценки емкости рынка инновации. В работе приведен условный пример расчета емкости рынка конкретного инновационного продукта (аэромобиля TF-X) для каждого из периодов диффузии инновации согласно модели Э. Роджерса для региона г. Москва и РФ. Отмечены перспективы совершенствования методики в направлении точности оценки с учетом выявленных в работах Дж.А. Мура, Я. Голденберга, Б. Либайя, И. Мюллера спадов объема потребления инноваций в результате возникновения «разрывов» при переходе информации об инновации от одной группы потребителей к другой.
Читать статью полностью

Ключевые слова: рынок инноваций, емкость рынка, методика оценки, совершенствующие и радикальные инновации, теория Э. Роджерса.
DOI 10.17586/2310-1172-2019-12-3-3-16
