О номере
Публикации
Партнеры
Июнь 2019 (опубликовано: 26.06.2019)
Выпуск 2(37)
Главная > Содержание > Последствия сокращения человеческого капитала
в системе высшего образования
Алпатов Г.Е.
Введение: предметом исследования является связь волнообразного процесса сокращения выпускников средней школы и адекватных действий правительства России по сокращению численности профессорско-преподавательского состава и количества вузов после 2012 г. Данные и методы: в качестве метода исследования используется экономический анализ статистических данных количественных изменений основных показателей деятельности высшей школы для выявления перехода в новое качество. Новая экономическая политика была достаточно масштабной, чтобы не вызвать качественные изменения в системе высшего образования. С 2012 по 2018 гг. уменьшилось на треть число преподавателей вузов, сокращены сами вузы с 818 до 500, сокращено число студентов с 7050 до 4245 тыс. человек. Основная задача правительства заключалась в сокращении госбюджетного финансирования высшей школы. В статье критически анализируются выбранные методы сокращения: «Эффективный контракт» и снижение контрольных цифр приема. Анализ результатов: переход на ежегодный конкурсный отбор повысил в краткосрочном периоде интенсивность научного труда, но произошел целевой сдвиг в сторону выполнения формальных показателей, от которых после 2012 г. стала зависеть занятость. В ходе исследования обнаружена рожденная годовым контрактом болезнь краткосрочности, которая проявилась в нарушении процесса воспроизводства человеческого капитала отрасли и разрушении малых коопераций научного труда, формирующих научные школы, в усиливающейся эмиграции ученых, в восприятии работы в вузах как неперспективной и сокращении числа аспирантов. В статье дана оценка последствиям перехода на платное и госбюджетное подушевое финансирование. Сделан вывод о необходимости введения института повторного обучения взамен исключения неуспевающих студентов, сокращающего финансирование. В заключении показаны новые долгосрочные угрозы сокращения университетов и преподавателей со стороны стабильного роста индивидуального дистанционного обучения.
Читать статью полностью
Ключевые слова: высшее образование, финансирование университетов, дистанционное обучение, человеческий капитал.
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
УДК 334+378.1
Последствия сокращения человеческого капитала
в системе высшего образования
Введение: предметом исследования является связь волнообразного процесса сокращения выпускников средней школы и адекватных действий правительства России по сокращению численности профессорско-преподавательского состава и количества вузов после 2012 г. Данные и методы: в качестве метода исследования используется экономический анализ статистических данных количественных изменений основных показателей деятельности высшей школы для выявления перехода в новое качество. Новая экономическая политика была достаточно масштабной, чтобы не вызвать качественные изменения в системе высшего образования. С 2012 по 2018 гг. уменьшилось на треть число преподавателей вузов, сокращены сами вузы с 818 до 500, сокращено число студентов с 7050 до 4245 тыс. человек. Основная задача правительства заключалась в сокращении госбюджетного финансирования высшей школы. В статье критически анализируются выбранные методы сокращения: «Эффективный контракт» и снижение контрольных цифр приема. Анализ результатов: переход на ежегодный конкурсный отбор повысил в краткосрочном периоде интенсивность научного труда, но произошел целевой сдвиг в сторону выполнения формальных показателей, от которых после 2012 г. стала зависеть занятость. В ходе исследования обнаружена рожденная годовым контрактом болезнь краткосрочности, которая проявилась в нарушении процесса воспроизводства человеческого капитала отрасли и разрушении малых коопераций научного труда, формирующих научные школы, в усиливающейся эмиграции ученых, в восприятии работы в вузах как неперспективной и сокращении числа аспирантов. В статье дана оценка последствиям перехода на платное и госбюджетное подушевое финансирование. Сделан вывод о необходимости введения института повторного обучения взамен исключения неуспевающих студентов, сокращающего финансирование. В заключении показаны новые долгосрочные угрозы сокращения университетов и преподавателей со стороны стабильного роста индивидуального дистанционного обучения.
Читать статью полностью
Ключевые слова: высшее образование, финансирование университетов, дистанционное обучение, человеческий капитал.