О номере
Публикации
Партнеры
сентябрь 2014 (опубликовано: 15.09.2014)
Выпуск 3(18)
Главная > Содержание > Об отдельных причинах монополизации рынка государственного заказа, или как «убить» конкуренцию аукционами
Хвалынский Д.С.
На протяжении 8 лет в российскую систему публичных закупок внедряются обратные английские аукционы. Теория аукционов развивается в мировой экономической науке уже многие годы. Зарубежные исследователи пришли к выводам, что английский аукцион на продажу товара, также как и его обратная копия, используемая для закупок, становятся аукционами монополистов в случае отсутствия «симметрии участников». Другой проблемой, которая снижает конкуренцию в английских аукционах, является эффект «проклятия победителя». В результате даже небольшое преимущество в репутации может позволить претенденту почти всегда выигрывать английские аукционы. Такие выводы подтверждаются и в российской практике. На протяжении уже нескольких лет более 50% стоимости государственных заказов, выставляемых на электронные аукционы в России,размещается по начальным ценамв условиях отсутствия конкуренции. И всего за один год уровень конкуренции в российских аукционах снизился на 52%. Автор приходит к выводу, что система публичных закупок России не соответствует основным результатам мировых научных исследований в сфере теории аукционов, и использование в России английских обратных аукционов оказывает значительное негативное влияние на уровень конкуренции в сфере закупок публичных учреждений и приводит к монополизации соответствующих рынков. Автор отмечает, что в последние десятилетия в зарубежной практике разработаны различные варианты проведения аукциона, оказывающие положительное влияние на конкуренцию, и предлагает обеспечить незамедлительный переход к более конкурентным способам закупок.
Читать статью полностью
Ключевые слова:
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
УДК 351.72
Об отдельных причинах монополизации рынка государственного заказа, или как «убить» конкуренцию аукционами
На протяжении 8 лет в российскую систему публичных закупок внедряются обратные английские аукционы. Теория аукционов развивается в мировой экономической науке уже многие годы. Зарубежные исследователи пришли к выводам, что английский аукцион на продажу товара, также как и его обратная копия, используемая для закупок, становятся аукционами монополистов в случае отсутствия «симметрии участников». Другой проблемой, которая снижает конкуренцию в английских аукционах, является эффект «проклятия победителя». В результате даже небольшое преимущество в репутации может позволить претенденту почти всегда выигрывать английские аукционы. Такие выводы подтверждаются и в российской практике. На протяжении уже нескольких лет более 50% стоимости государственных заказов, выставляемых на электронные аукционы в России,размещается по начальным ценамв условиях отсутствия конкуренции. И всего за один год уровень конкуренции в российских аукционах снизился на 52%. Автор приходит к выводу, что система публичных закупок России не соответствует основным результатам мировых научных исследований в сфере теории аукционов, и использование в России английских обратных аукционов оказывает значительное негативное влияние на уровень конкуренции в сфере закупок публичных учреждений и приводит к монополизации соответствующих рынков. Автор отмечает, что в последние десятилетия в зарубежной практике разработаны различные варианты проведения аукциона, оказывающие положительное влияние на конкуренцию, и предлагает обеспечить незамедлительный переход к более конкурентным способам закупок.
Читать статью полностью
Ключевые слова:
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), государственный заказ, публичные закупки, эффективность, конкуренция, контрактная система в сфере закупок, аукцион.