О номере
Публикации
Партнеры
сентябрь 2014 (опубликовано: 15.09.2014)
Выпуск 3(18)
Главная > Содержание > Организация проблемного обучения студентов при освоении
образовательной программы
Клещева И.В.
Магистральной идеей современного высшего образования является подготовка компетентного специалиста, умеющего самостоятельно прогнозировать и выявлять возникающие проблемы, собирать информацию, необходимую для их решения, продуктивно анализировать эту информацию, разрабатывать, планировать и реализовывать эффективные пути решения проблем, отбирать для этого необходимые ресурсы и технологии, постоянно повышать свою квалификацию, следить за тенденциями развития отрасли, заниматься самообразованием, приобретать новые знания и применять их на практике. В соответствии с основными положениями психологии, педагогики, методики обучения формирование определенных умений осуществляется посредством включения обучающихся в деятельность, реализация которой требует активизации этих умений. Таким образом, для формирования указанных выше умений, которыми должен владеть выпускник вуза, в образовательном процессе необходима организация познавательной деятельности, основанной на умениях выявлять проблему, ориентироваться в потоке информации,осуществлять основные интеллектуальные операции, самостоятельно приобретать необходимые знания, критически их осмысливать и применять на практике. Организовать такую познавательную деятельность позволяет проблемный метод обучения. Впроблемном методе образовательный акцент переносится с трансляции преподавателем готовых знаний на создание проблемных ситуаций, в ходе разрешения которых студенты открывают для себя эти знания, приобретают опыт решения проблем различного рода. Несмотря на то, что организация проблемного обучения студентов является актуальным способом реализации различных направлений модернизации высшего образования, говорить о том, что проблемный метод является принципиально новым педагогическим средством неверно. Проблемное обучение получило большое распространение в советской и зарубежной педагогической практике в двадцатых-тридцатых годах прошлого века. Однако сегодняшняя образовательная ситуация такова, что возникает необходимость поиска современных методических приемов и средств организации в учебном процессе проблемных ситуаций,отбора актуального содержания для таких ситуаций, учета способностей студентов. В данной статье уточняется понятие проблемной ситуации как средства организации проблемного обучения, описываются типы проблемных ситуаций, способы их конструирования, методические условия для присвоения обучающимися проблемы, уровни самостоятельности студентов при решении проблемы, технология построения проблемного занятия.
Читать статью полностью
Ключевые слова:
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
УДК 372
Организация проблемного обучения студентов при освоении
образовательной программы
Магистральной идеей современного высшего образования является подготовка компетентного специалиста, умеющего самостоятельно прогнозировать и выявлять возникающие проблемы, собирать информацию, необходимую для их решения, продуктивно анализировать эту информацию, разрабатывать, планировать и реализовывать эффективные пути решения проблем, отбирать для этого необходимые ресурсы и технологии, постоянно повышать свою квалификацию, следить за тенденциями развития отрасли, заниматься самообразованием, приобретать новые знания и применять их на практике. В соответствии с основными положениями психологии, педагогики, методики обучения формирование определенных умений осуществляется посредством включения обучающихся в деятельность, реализация которой требует активизации этих умений. Таким образом, для формирования указанных выше умений, которыми должен владеть выпускник вуза, в образовательном процессе необходима организация познавательной деятельности, основанной на умениях выявлять проблему, ориентироваться в потоке информации,осуществлять основные интеллектуальные операции, самостоятельно приобретать необходимые знания, критически их осмысливать и применять на практике. Организовать такую познавательную деятельность позволяет проблемный метод обучения. Впроблемном методе образовательный акцент переносится с трансляции преподавателем готовых знаний на создание проблемных ситуаций, в ходе разрешения которых студенты открывают для себя эти знания, приобретают опыт решения проблем различного рода. Несмотря на то, что организация проблемного обучения студентов является актуальным способом реализации различных направлений модернизации высшего образования, говорить о том, что проблемный метод является принципиально новым педагогическим средством неверно. Проблемное обучение получило большое распространение в советской и зарубежной педагогической практике в двадцатых-тридцатых годах прошлого века. Однако сегодняшняя образовательная ситуация такова, что возникает необходимость поиска современных методических приемов и средств организации в учебном процессе проблемных ситуаций,отбора актуального содержания для таких ситуаций, учета способностей студентов. В данной статье уточняется понятие проблемной ситуации как средства организации проблемного обучения, описываются типы проблемных ситуаций, способы их конструирования, методические условия для присвоения обучающимися проблемы, уровни самостоятельности студентов при решении проблемы, технология построения проблемного занятия.
Читать статью полностью
Ключевые слова:
проблемное обучение, проблемный метод, проблема, проблемная ситуация, противоречия, технология.