Научный журнал НИУ ИТМО
Серия "Экономика и экологический менеджмент"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 55411 от 17.09.2013
зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
ISSN:2310-1172

Июнь 2023 (опубликовано: 31.05.2023)

Выпуск 2(53)

Главная > Содержание > Особенности формирования рынка органических продуктов питания

УДК 338.433; 338.139

Особенности формирования рынка органических продуктов питания

Ковалева Е.Н., Тимофеев В.Е.

Актуальная геополитическая ситуация, порождающая изменение векторов экспортной активности отечественных производителей, общий спад экономики, вызванный последствиями длительного Covid-локдауна и трансформацией логистических цепочек поставок, побуждают к исследованию актуальных моделей потребительского поведения российских потребителей продовольственных экопродуктов и поиску новых направлений экспорта экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Цель настоящего исследования — дать характеристику текущего состояния и тенденций развития рынка органических продуктов питания в России и за рубежом в условиях геополитических трансформаций. Важной исследовательской задачей является определение направлений государственной поддержки экологически чистого сельскохозяйственного производства продукции как важнейшего стратегического направления обеспечения продовольственной и национальной безопасности страны. Объектом исследования является рынок органической продукции, предметом — факторы, оказывающие влияние на формирование спроса и предложения в молодежном сегменте потребителей органических продуктов питания. В ходе кабинетного этапа исследования проведен сопоставительный анализ основных параметров, характеризующих экологически чистое производство в России и других странах, выявлены основные тенденции развития рынка сельскохозяйственной экопродукции. Результаты полевого этапа исследования подтверждают выдвинутые гипотезы о невозможности без государственного вмешательства создать конкурентную среду, удовлетворяющую запросы одновременно и продавцов, и покупателей. Определены основные факторы, влияющие на спрос органической продукции в молодежном сегменте потребителей: недостаток финансовых средств на покупку более дорогой, но безопасной продукции, нежелание изучать маркировку и недоверие к любым сертификатам и подтверждениям безопасности и экологичности, что в свою очередь не мотивирует предпринимателей в сегменте масс-маркета к применению экологичных методов производства. Модель потребления в данном сегменте основана на таких аспектах, как доверие и имидж, поэтому бизнесу и организациям инфраструктурной поддержки необходимо направить усилия на формирование прозрачности и ясности принимаемых решений, вести активную просветительскую работу, задействуя максимальное количество каналов коммуникации. На основе полученных результатов предложены рекомендации российским производителям и субъектам регулирования для формирования стабильного рынка экопродукции в стране с учетом потребностей молодежного сегмента потребителей, формирования потребительской ценности, укрепления имиджа отечественного экопроизводства и увеличения экспорта экопродукции.
Читать статью полностью 

Ключевые слова: органическая продукция, маркетинговое исследование, экспорт, потребительская ценность, модели поведения потребителей.

DOI 10.17586/2310-1172-2023-16-2-10-24

Адрес редакции:
191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова 9, оф. 2132

Информация 2007-2024, все права защищены
Разработка © 2013 Отдел разработки Интернет-решений НИУ ИТМО
Яндекс.Метрика