Научный журнал НИУ ИТМО
Серия "Экономика и экологический менеджмент"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 55411 от 17.09.2013
зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
ISSN:2310-1172

Март 2018 (опубликовано: 28.03.2018)

Выпуск 1(32)

Главная > Содержание > Человеческий капитал в цифровую эпоху

УДК 330.16+316.628.2

Человеческий капитал в цифровую эпоху

Шестакова И.Г.

Пространственно-экономические трансформации, вызванные вторжением в нашу жизнь интеллектуальных систем обострили проблему сокращения рынка труда. В статье высказываются некоторые предположения в отношении того, что ожидает человечество в ближайшем будущем в отношении преобразования рынка труда. Используя историко-эмпирический подход, автор приходит к выводу о возможности оптимистического сценария гармонизации взаимоотношений машин и человека на рынке труда. Потенциально это может быть естественный (спонтанный) запрос именно на труд человека в некоторых профессиях либо искусственное (законодательное, принятое благодаря внешнему управлению) решение задействовать человеческий труд, а также различные компенсационные механизмы. Так, альтернативой безработице и необходимости выплачивать гражданам пособия может стать получение рабочих мест за зарплату, соразмерную базовому доходу. Однако современная ситуация коренным образом отличается от всего, что было раньше. Во-первых, в прошлом темпы прогресса позволяли рынку труда относительно мягко адаптироваться к новым технологиям. Текущая скорость прогресса приводит к многократным изменениям в социальной и экономической жизни на глазах одного поколения. Во-вторых, впервые машины покусились на то главное, что определяет человека, – на его разум. Человек не в силах конкурировать с интеллектуальной мощью современных машин, способных анализировать и принимать решения значительно быстрее. Исходя из этого кривая развития ситуации видится пессимистически. Очевидно, ситуация зависит от ответа на вопрос, на что способен искусственный интеллект, а точнее, на что он неспособен. Могут ли роботы решить любые проблемы? И если мы допускаем, что они чего-то не могут, то, следовательно, именно там просматривается возможный сегмент рабочих мест для человека. Автор пытается предположить какими компетенциями должны обладать люди желающими найти себе рабочее место в цифровой цивилизации и показать необходимость подготовки человечества к смене социально-экономической парадигмы сознания.
Читать статью полностью 

Ключевые слова: скорость развития цифровой цивилизации, искусственный интеллект, человек и машина, человеческий капитал, креатив, адаптация, рынок труда.

DOI 10.17586/2310-1172-2018-11-1-56-63

Адрес редакции:
191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова 9, оф. 2132

Информация 2007-2018, все права защищены
Разработка © 2013 Отдел разработки Интернет-решений НИУ ИТМО
Яндекс.Метрика