О номере
Публикации
Партнеры
Март 2018 (опубликовано: 28.03.2018)
Выпуск 1(32)
Главная > Содержание > Анализ бизнес-моделей на основе платформ
Конопатов С.Н., Салиенко Н.В.
Для сохранения конкурентоспособности и устойчивого развития современным компаниям необходимо внедрять инновации в технологичных продуктах, услугах и бизнес-моделях. Существует 2 типа бизнес-моделей: «трубопроводные» (традиционные) и платформенные (экосистемы). На данный момент платформы развиваются и проникают в различные отрасли бизнеса и жизнедеятельности. В работе проводится сравнительный анализ традиционных и экосистемных бизнес-моделей. Существует 2 вида экосистем: транзакционные и инновационные. В работе рассматриваются конкурентные преимущества экосистем на примере Windows, Apple, Android и др. Например, двусторонняя платформа Windows (поскольку соединяет разработчиков и пользователей приложений) имеет сама по себе небольшую ценность, однако дает доступ к массе различных программ (комплементарных продуктов) и массе пользователей экосистемы. С другой стороны, платформа Apple использует сетевой эффект: рост числа пользователей увеличивает ценность для разработчиков, что порождает те же эффекты в обратном направлении. Указаны выгоды участников экосистем. Держатель платформы диктует условия экосистеме и получает монопольную прибыль. Также имеет место экосистемный эффект, когда ценность платформы растет без усилий держателя платформы. В то же время инвесторами платформенный бизнес оценивается в разы выше, чем традиционный. Для производителей приложений экосистема дает выход на большой рынок. Клиентам экосистемы позволяют экономить время и усилия, пользователи получают большое количество необходимых функций. При этом держатели платформ не монополизируют производство приложений, поскольку в обратном случае пропадет конкуренция. Как следствие, произойдет снижение качества приложений и повышение цены, а главное – снижается ценность экосистемы для ее членов. Ввиду технологического прогресса актуальной является тенденция к столкновению экосистем. В заключение рассматриваются перспективы выживания фирм на традиционных бизнес-моделях в условиях распространения экосистем, поскольку на данный момент в мире много конкурентоспособных «трубопроводных» фирм.
Читать статью полностью
Ключевые слова: платформа, экосистема, краудсорсинг, открытая система, барьер входа на рынок, сетевой эффект, экосистемный эффект.
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
УДК 339.13
Анализ бизнес-моделей на основе платформ
Для сохранения конкурентоспособности и устойчивого развития современным компаниям необходимо внедрять инновации в технологичных продуктах, услугах и бизнес-моделях. Существует 2 типа бизнес-моделей: «трубопроводные» (традиционные) и платформенные (экосистемы). На данный момент платформы развиваются и проникают в различные отрасли бизнеса и жизнедеятельности. В работе проводится сравнительный анализ традиционных и экосистемных бизнес-моделей. Существует 2 вида экосистем: транзакционные и инновационные. В работе рассматриваются конкурентные преимущества экосистем на примере Windows, Apple, Android и др. Например, двусторонняя платформа Windows (поскольку соединяет разработчиков и пользователей приложений) имеет сама по себе небольшую ценность, однако дает доступ к массе различных программ (комплементарных продуктов) и массе пользователей экосистемы. С другой стороны, платформа Apple использует сетевой эффект: рост числа пользователей увеличивает ценность для разработчиков, что порождает те же эффекты в обратном направлении. Указаны выгоды участников экосистем. Держатель платформы диктует условия экосистеме и получает монопольную прибыль. Также имеет место экосистемный эффект, когда ценность платформы растет без усилий держателя платформы. В то же время инвесторами платформенный бизнес оценивается в разы выше, чем традиционный. Для производителей приложений экосистема дает выход на большой рынок. Клиентам экосистемы позволяют экономить время и усилия, пользователи получают большое количество необходимых функций. При этом держатели платформ не монополизируют производство приложений, поскольку в обратном случае пропадет конкуренция. Как следствие, произойдет снижение качества приложений и повышение цены, а главное – снижается ценность экосистемы для ее членов. Ввиду технологического прогресса актуальной является тенденция к столкновению экосистем. В заключение рассматриваются перспективы выживания фирм на традиционных бизнес-моделях в условиях распространения экосистем, поскольку на данный момент в мире много конкурентоспособных «трубопроводных» фирм.
Читать статью полностью
Ключевые слова: платформа, экосистема, краудсорсинг, открытая система, барьер входа на рынок, сетевой эффект, экосистемный эффект.